|
|
Мониторинг как средство управления качеством образования в начальной школе.
|
Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время - сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейшей трудовой деятельности. Новые ФГОС, разработанные для начальной школы, нацелены на повышение качества образовательных услуг и создание условий для развития необходимых навыков обучающихся.На современном этапе модернизация образования в России тесно связана с интенсивным поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения и воспитания учащихся.
Необходимость создания комплексной системы управления качеством образовательного процесса и важность ее функционирования в каждой школе сегодня очевидна как для управленцев, так и для учителей.
Модель управления качеством образования можно представить как систему задач, обеспечивающую качественные изменения в образовании, позволяющие достичь новых образовательных результатов, соответствующих современным социальным требованиям.
Важным фактором в управлении образовательным процессом в школе остается контроль -в едущая функция управления, призванный исполнять роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Наряду с различными формами, методами, видами контроля в начальной школе разрабатывается школьная модель мониторинга, которая направлена на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения: образовательной среды; образовательных технологий; результатов образовательного процесса.
Мониторинг - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
В МАОУ "СОШ N33" с углубленным изучением отдельных предметов разработана система мониторинга, где определены цели, задачи, объекты, критерии, показатели, методы сбора и обработки информации.
Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования и эффективность управления качеством образования. Задачи мониторинга: - сбор информации; - обработка, корректировка и ввод информации в базы данных; - осуществление первичного анализа информации; - создание прогнозов, аналитических материалов, докладов; - совершенствование технологии мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Мониторинг ведется по 2 уровням - индивидуальный, персональный и внутришкольный.
Индивидуальный или персональный - осуществляется учителем, (наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом). Ведутся индивидуальные карты развития (познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений по предмету.
Дидактический мониторинг - отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень обученности и обучаемости учащихся, качество знаний). Воспитательный - отслеживание уровня воспитанности, уровня классного коллектива, социума. Психолого- педагогический - отслеживание состояния психического здоровья учащихся, развитие их индивидуальных способностей, осуществляется совместно с психологом. Мониторинг помогает в работе с родителями, педагог дает рекомендации родителям на основе мониторинга.
Внутришкольный мониторинг осуществляется администрацией школы.
Проводится ежегодно мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде административных контрольных работ по русскому языку и математике:
- входной - с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения;
- промежуточный - с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;
- итоговый - с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся. Результаты заносятся в таблицы.
Осуществляется также мониторинг обученности по отдельным предметам. При этом мониторинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного обучения.
Проводится мониторинг формирования ОУУН учащихся: - уровень сформированности учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) - 2 раза в год; - уровень сформированности навыков чтения, беглости, осознанности и правильности чтения, скорости письма и скорости вычислительных навыков.
|
|
|